Скромный победитель. Гоночная история Жаки Икса

Когда вспоминают Жаки Икса, первым делом в голову приходят шесть его побед в Ле-Мане – исторический рекорд, который продержался два с лишним десятилетия. Достижения бельгийца в Ф1 выглядят на таком фоне заметно скромнее, однако не всё здесь так однозначно.

Если говорить о пилотах, кто в силу исторических причин так и не стал чемпионом мира, то особняком всегда будет стоять Стирлинг Мосс. Но есть немало и других достойных спортсменов без титула: можно назвать Жиля Вильнева, Тони Брукса, Дэна Герни, Карлоса Рейтемана, Криса Эймона и Ронни Петерсона. Нет сомнений, что место Жаки Икса – именно в этой группе.

Жаки Икс за рулем Ferrari 312B

Фото: Сэм Блоксэм / LAT Images

Сам пилот ни разу за все 74 года жизни не позволил себе высказаться в подобном ключе. Когда о чем-то таком заходит речь, он обычно говорит, что просто не обладал достаточным бесстрашием, чтобы постоянно блистать, и что между гонками обычно размышлял о вещах, не связанных со спортом.

Но даже сейчас он не готов жить прошлым. Заработав за время выступлений в разных чемпионатах множество разнообразных трофеев, Икс не выставляет их на всеобщее обозрение. Единственное, что напоминает о гонках у него дома в Брюсселе – одинокая фотография. Портрет Джима Кларка.

Однако карьера Жаки – безусловно, незаурядная – являет собой столь значимую часть гоночной истории, что заслуживает особого признания. В декабре 2018-го бельгийцу присудили приз Грегора Гранта на торжественной церемонии Autosport Awards. Сам Грант, основатель еженедельника Autosport, ушел из жизни спустя несколько месяцев после первой победы Жаки в Ле-Мане. Но он, нет сомнений, поддержал бы выбор жюри, вручившего «его» награду знаменитому гонщику.

1982 год. Porsche 962C: Жаки Икс, Йохен Масс

Фото: Филип Юбер

В том, что Икс быстр, сомнений не было с самого начала. Он пристрастился к скорости, гоняя на кроссовом мотоцикле, но затем переключился на автомобили и за рулем Lotus Cortina выиграл в 1965 году титул чемпиона бельгийского Туринга. В следующем сезоне он стал победителем «24 часов Спа» за рулем BMW 2000Ti.

В том же 1966-м Жаки пригласил в свою команду Кен Тиррел – уж кто-кто, а он отлично умел разглядеть талант пилота. В дождевой гонке Формулы 3 в Сильверстоуне Икса переставили на 30-ю стартовую позицию, однако он финишировал третьим. А на Гран При Германии 1967 года, где одновременно участвовали машины Ф1 и Ф2, показал в квалификации третью скорость, пилотируя Matra MS7 «младшего» класса.

Да, это была изящная маленькая машинка, очень подходящая для «Нюрбургринга», но ее приводил в движение четырехцилиндровый мотор объёмом 1,6 литра, который по мощности и рядом не стоял с V-образными «восьмерками» Cosworth DFV и Repco, а также V12 от Weslake, Ferrari и Honda. Но Жаки смог наглядно доказать, что на 25-километровой «Северной петле» далеко не только количество лошадиных сил определяет результат. Это умение проходить повороты культовой трассы позволило ему опередить ближайшего соперника из Ф2 на восемь секунд. 

1968 год. Жаки Икс на Ferrari выиграл поул Гран При Германии с преимуществом в 10 секунд

Фото: Sutton Images

Потрясающая скорость на Нюрбургринге останется визитной карточкой Икса на много лет. В равной степени это же можно сказать и про его феноменальное умение пилотировать в дождь, которое во многом и подтолкнуло Энцо Феррари пригласить молодого гонщика в свою команду. Бельгиец не обманул ожиданий, выиграв уже в девятом для себя Гран При – это был этап во французском Руане. Серьезная авария в Канаде привела к перелому ноги и пропуску двух гонок, но Жаки все равно закончил свой первый полный сезон Ф1 на четвертой позиции, став лучшим пилотом Скудерии.

После этого Жаки на год покинул Маранелло и перебрался в Brabham. Почему? В ту пору гонщики редко концентрировались на одном чемпионате, выступая в самых разных соревнованиях. У Икса был контракт с ле-мановской командой Джона Уайра, он выступал за нее на Ford GT40 в цветах Gulf. Для Ferrari это был главный соперник и раздражитель, и гонщику пришлось делать выбор.

Сезон Ф1 в команде Брэбэма начался для него не лучшим образом, но когда руководитель команды и ее первый пилот сломал ногу в одной из летних гонок, Жаки стали уделять куда больше внимания, и он выдал серию из пяти подиумов в семи гонках, включая победы в Германии и Канаде. Этого хватило для звания вице-чемпиона мира. 

Но уже в 1970-м Икс ушел от Уайра и вновь стал выступать за Ferrari. На втором этапе того сезона в Испании ему пришлось пережить 20 очень страшных секунд в попытках выбраться из кокпита вспыхнувшей после аварии машины. Но удача вновь была на его стороне, а ожоги быстро зажили.

Тот сезон проходил в Ф1 под знаком доминирования Йохена Риндта за рулем Lotus 72, и Жаки был единственным, кому удавалось навязывать борьбу австрийцу. Когда Риндт разбился в Монце за четыре гонки до конца чемпионата, созданный им отрыв был уже столь велик, что у преследователей почти не осталось шансов настичь лидера.

Для Икса, который выиграл следующую гонку в Канаде и вышел на второе место в таблице, это был непростой момент. Команда и лично Энцо ждали от него борьбы, но бороться нужно было с соперником, который уже никогда не сможет ответить.

Так или иначе, в двух финальных гонках Жаки требовалось добыть победу и второе место. Он стартовал с поула в Уоткинс-Глене, но трещина в топливной трубке не позволила ему финишировать выше четвертого места. Судьба титула была решена, а свою скорость бельгиец наглядно продемонстрировал, уверенно выиграв финал сезона в Мехико. В чемпионате он второй год подряд остался первым из проигравших.

1970 год. Жаки Икс (Ferrari 312B) опережает Педро Родригеса (BRM P153) и Клея Регаццони (Ferrari 312B) на Гран При Италии

Фото: LAT Images

Икс начинал сезон 1971 года в ранге фаворита, но его надеждам не суждено было сбыться: Ferrari вступила в период спада, и за три следующих сезона бельгиец победил всего дважды: на мокром (а как же иначе) асфальте Зандфорта в 71-м и на Нюрбургринге (а где же еще) в 72-м. Это довело общее число побед гонщика до восьми. Как оказалось, больше на вершину подиума он уже не поднимется.

В сезоне-1973 Скудерия, кроме нехватки скорости, столкнулась еще и с чередой поломок. Дело дошло до того, что Феррари решил не отправлять команду на некоторые этапы. Икс не был готов согласиться с этим и принял решение уйти в Lotus.

Однако и там положение было немногим лучше. Старой модели 72 было уже пять лет, а новая 76-я оказалась очень сложной конструктивно, а потому капризной. Кроме того, явным лидером коллектива был Ронни Петерсон, что тоже не слишком помогало Жаки. Впрочем, он всё же выиграл – внезачетную Гонку чемпионов в залитом дождем «Брэндс-Хэтче». Причем на пути к победе обогнал Ники Лауду на Ferrari по внешнему радиусу шпильки Paddock Bend, чем напомнил всем, на что способен за рулем по-настоящему быстрой техники.

В 1975-м у Lotus по-прежнему не было хорошей машины, и даже второе место на Гран При Испании едва ли сильно порадовало Икса. Он перешел в молодую команду Фрэнка Уильямса, оттуда в Ensing, но даже просто о заработанных очках теперь оставалось только мечтать.

Не пройдя квалификацию на шведском Гран При в 1978-м, он даже завершил было выступления в Ф1, но в следующем сезоне Ligier пригласила бельгийца заменить травмированного в аварии Патрика Депайе. В чемпионате мира властвовал граунд-эффект, и за рулем этих больших и тяжелых машин Жаки уже не чувствовал себя комфортно. Он пару раз финишировал в шестерке, но такие результаты выглядели блекло в сравнении с регулярной борьбой другого гонщика команды Жака Лаффита за места на подиуме. 

При этом Икс, которому было лишь немногим больше тридцати, вовсе не утратил скорости. Просто ему нужна была правильная техника. В чемпионате Can-Am, где в то время выступали по сути формульные машины с 5-литровыми моторами, накрытые сверху кузовом, он был неподражаем. В условиях превосходства мощности над аэродинамикой Жаки переиграл сильных соперников и стал чемпионом.

1969 год: Жаки Икс / Джеки Оливер, Ford GT40, на пути к победе в Ле-Мане

Фото: LAT Images

Что можно сказать о карьере Икса в Ф1? С одной стороны, он выступал за Ferrari, дважды заканчивал сезон на втором месте – многим другим пилотам о подобном остается только мечтать. С другой, сложись обстоятельства иначе, Жаки наверняка добился бы куда большего. Как сделал это в соревнованиях на выносливость.

В 1968-м, выступая за уже упоминавшегося Джона Уайра, он одержал на Ford GT40 четыре победы, а в следующем сезоне впервые покорил «24 часа Ле-Мана» в экипаже с Джеки Оливером. То была одна из культовых гонок на кольце Сартэ: Икс и его соперник из Porsche Ханс Херман были равны по скорости, и каждый понимал, что должен использовать слипстрим от машины соперника на разгоне к линии финиша. На последних кругах Жаки вел машину так, словно у него заканчивается топливо, чем усыпил бдительность немца, а в решающий момент нажал на газ и смог опередить его.  

В 1972-м Икс принес Ferrari звание чемпиона мира в гонках спорткаров (оно разыгрывалось только среди марок). Он четырежды победил с Марио Андретти, еще по разу – с Брайаном Редманом и Клеем Регаццони. Потом была еще пара побед в 73-м, а после расставания со Скудерией Жаки продолжил побеждать c Matra, Gulf Mirage и Porsche.

Начав сотрудничество с немецкой компанией в 1976-м, он оставался в ее составе еще десять лет, одержав за это время четыре победы в «24 часах Ле-Мана» и еще три раза закончив знаменитую суточную гонку вторым. Пожалуй, самым ярким получился успех 1977 года: машина Икса и Анри Пескароло сломалась, и Жаки присоединился к другому экипажу команды – у Юргена Барта с Харли Хейлвудом тоже были технические проблемы, и в тот момент они занимали только 41-е место, отставая от лидера на девять кругов. 

Бельгиец провел за рулем две невероятных четырехчасовых смены – сначала управляя машиной ночью под проливным дождем, а затем несколько раз перекрыв рекорд трассы на сухом асфальте перед рассветом. Когда трассу осветили лучи солнца, их «936-я» уже шла второй. Спустя еще несколько часов лидеры на Alpine-Renault загнали мотор своей машины, и Икс с напарниками вышли вперед.

Но то был еще не конец истории. После безумной погони их Porsche тоже пребывала далеко не в идеальном состоянии, и за полтора часа до финиша на машине перестал работать один из цилиндров. Но механики просто сбросили кабель со свечи зажигания, и пилоты смогли продолжить движение к финишу – благо, соперники были далеко позади. Сам Икс, который благодаря этому успеху сравнялся с рекордом своего соотечественника Оливье Жендебьена – на тот момент оба выиграли в Ле-Мане по четыре раза, – называл гонку 1977 года лучшей в своей жизни.

1978 год: Martini Racing Porsche 936/78: Жаки Икс, Анри Пескаролло, Йохен Масс в Ле-Мане

Фото: Филип Юбер

Когда в Porsche построили культовую модель 956 по регламенту новой Группы С, марка окончательно утвердилась в качестве доминирующей силы в «Ле-Мане». Новинка вышла на трассу в 1982-м (на следующей год после победы Икса на прежней машине с преимуществом в 14 кругов), и сразу позволила пилотам занять весь подиум. Жаки с Дереком Беллом стояли на его вершине. 

В том же сезоне бельгиец выиграл чемпионат мира по гонкам спорткаров, который наконец-то начали разыгрывать не только для производителей, но и для пилотов. Спустя год он отстоял звание сильнейшего. 

Однако затем в гонках на выносливость появился молодой и яркий талант – в Porsche пришел Штефан Беллоф, который сразу начал побеждать. Немец грезил Формулой 1, но там у него (как и у Икса в свое время) не было быстрой машины, а вот в соревнованиях спорткаров он выигрывал регулярно.

В 1985 году на 1000-километровой гонке в Спа Беллоф, выступавший за частную команду Вальтера Бруна, не собирался уступать титулованному бельгийцу за рулем новейшей заводской Porsche 962C и вел с ним отчаянный поединок. В начале 78-го круга два прототипа бок о бок мчались по спуску к «Красной воде», и уступать не собирался ни один из гонщиков. 

В результате контакта на входе в поворот неуправляемые машины полетели в ограждение. Жаки повезло, удар пришелся на правую заднюю часть, и бельгиец быстро выбрался из-за руля. Беллоф врезался в барьер под прямым углом, Porsche пробила его и остановилась, налетев на бетонное ограждение трибуны. Штефан умер на месте.

Никто не обвинял в трагедии Икса, но в равной степени никого не удивило, когда вскоре после случившегося 40-летний гонщик объявил о прекращении выступлений по окончании сезона. Он завершил год как и подобает великим, победив в своей прощальной гонке. 

1982 год. Старт «24 часов Ле-Мана» впереди Porsche 956 №1 (Жаки Икс/Дерек Белл) и №2 (Йохен Масс/Верн Шуппан)

Фото: Жан-Филип Легран

Восемь побед в Формуле 1 (если учитывать внезачетные гонки, то и вовсе 11), 13 поулов, 37 выигранных гонок в спорткарах и шесть триумфов в Ле-Мане. На этом всё? Нет, талант Жаки был куда более многогранным. В 1977 году он победил в «1000 км Батерста», выступая вместе с Алланом Моффатом на Ford Falcon XC GS500. Шесть лет спустя одержал победу на ралли «Париж-Дакар» за рулем Mercedes G-Wagen, а еще три раза бельгиец стартовал в гонке через Сахару за рулем «Нивы».

Жаки никогда не стремился популяризировать сам себя и – очень редкое качество для настоящей звезды – регулярно говорил в интервью, что уступает своим главным соперникам. На трассах, правда, все обычно было с точностью до наоборот. 

Жаки Икс с супругой, певицей Хадьей Нин

Фото: Алистер Стэли / LAT Images

Источник: ru.motorsport.com

Поделись, если было интересно!
Добавить комментарий