57-летний Мартини, обладатель знаменитой машины, в этом году привез ее в Имолу на фестиваль Minardi. По его словам, этот Tyrrell – жемчужина в истории Ф1.
Мартини полностью восстановил машину 1977 года – в процессе ему даже пришлось летать в Австралию, чтобы найти недостающие детали.
Ronnie Peterson with the six-wheeled Tyrrell P34
Photo by: David Phipps
Tyrrell P34
Photo by: PhotoCiabatti
Ronnie Peterson, Tyrrell P34
Photo by: David Phipps
«Машина полностью оригинальна, – говорит гордый Пьерлуиджи. – Даже руль тот же самый, что использовал Ронни. У него есть зазубрина, которую можно видеть на старых фотографиях.
Мне удалось найти сиденье, которое использовал напарник Петерсона Патрик Депайе. Я бы не смог управлять этой машиной с сиденьем Ронни, потому что наш рост сильно отличается».
Pierluigi Martini, Brabham BMW
Photo by: JEP / LAT Images
Tyrrell P34
Photo by: Franco Nugnes
Мартини по-настоящему влюблен в свой Tyrrell P34, который он воссоздавал по спецификации Гран При Японии 1977 года – последней гонки, в которой участвовало творение Дерека Гарднера, модифицированное Морисом Филиппом.
Шестиколесный Tyrrell усилиями Джоди Шектера победил в Гран При Швеции 1976 года, и за свои более чем 30 гонок завоевал один поул, три быстрейших круга, 14 подиумов и 100 очков. Гарднер убедил Кена Тиррелла позволить ему создать машину с маленькими передними колесами, будучи уверенным, что это позволит снизить лобовое сопротивление.
Передние колеса Tyrrell P34 Пьерлуиджи Мартини
Фото: Франко Нуньес
Машина, оснащенная традиционным для своего времени мотором Ford-Cosworth DFV, показала свою податливость в поворотах, но была тяжела в управлении на торможениях, к тому же испытывала проблемы с охлаждением двигателя. Чтобы побороть это, инженеры Tyrrell перенесли два радиатора в переднюю часть шасси.
«Я думаю, что машина восхитительна, – говорит Мартини. – В 1977 году Филипп решил увеличить ширину колеи, потому что в Goodyear не сделали 10-дюймовые передние шины. Поэтому спереди со стабильностью были проблемы. Avon, которая сегодня производит шины для исторических гонок Ф1, создала невероятные передние колеса, что позволило мне вернуться к дизайну Гарднера с меньшей колеей.
Оказалось, что у машины удивительный баланс, который делает ее отлично управляемой. Я уверен, будь у Tyrrell возможность использовать нужные шины, они бы взяли титул».
«Восстановление машины шло тяжело, – добавляет он, – потому что в 1977-м они изменили машину, и у меня был всего один чертеж старой версии. Было непросто найти некоторые детали. К счастью, мне удалось поговорить с чертежником Tyrrell, который развеял некоторые мои сомнения».
Ronnie Peterson, Tyrrell P34
Photo by: David Phipps
Race winner Keke Rosberg, Williams, second place René Arnoux, Ferrari, third place Elio de Angelis, Lotus
Photo by: Williams F1
Minardi M189
Photo by: PhotoCiabatti
По словам Мартини, машинами 1970-х проще управлять, чем теми, на которых он выступал в 80-х и 90-х. «Я проехал несколько кругов по «Имоле» на Tyrrell без какого-либо физического напряжения, – говорит он. – Теперь я понимаю, почему некоторым гонщикам удавалось выкуривать по 40 сигарет в день и оставаться быстрыми!
«Шестиколесник» очень отзывчив, колеса едут именно туда, куда тебе нужно, и нет никаких странных реакций. Чем больше ты используешь мощи, тем больше мощи ему хочется».
Мартини говорит, что машина является особенной не только из-за шести колес, но и из-за того, что она выступала прямо перед эпохой граунд-эффекта и турбоэрой, которые навсегда изменили гонки.
«Дело не только в турбо, которое захватило лидерство в следующем десятилетии, – отмечает он. – В 1980-х все изменилось из-за граунд-эффекта и господства аэродинамики. Машины стали требовательнее. Для меня P34 – это жемчужина, потому что он представляет уникальное время».
Ronnie Peterson, Tyrrell P34-Ford
Photo by: LAT Images
Steering wheel Tyrrell P34
Photo by: Franco Nugnes
Tyrrell P34
Photo by: Franco Nugnes
The six wheeled Tyrrell P34-Ford chassis in the paddock
Photo by: LAT Images
По словам Мартини, он колебался, не стоило ли ему выступить на этой машине в полную силу – например, на историческом Гран При Монако.
«Я даже спросил, можно ли мне сделать копию, – говорит он, – но правила этих гонок допускают к выступлениям только оригинальные машины. Так что я отказался от этой идеи. Не хочу разрушить всю свою работу, которую я проделал, восстанавливая P34, ради единственной гонки».
Ронни Петерсон, Tyrrell P34
Фото: Дэвид Фиппс
Источник: