Умер изобретатель HANS Роберт Хаббард

Хаббард, работа которого позволила спасти множество жизней на гоночных трассах, был профессором Мичиганского госуниверситета. К идее разработки HANS он пришел совместно со своим двоюродным братом, пилотом IMSA Джимом Даунингом.

Еще до знакового изобретения Роберт долгое время занимался вопросами безопасности на дорогах. Докторскую степень он получил за исследования в области механики черепа, а в 70-х активно сотрудничал с General Motors, изучая повреждения, получаемые в ДТП, с использованием специальных манекенов.

На идею защитить голову и шею гонщиков их с Даунингом навела череда смертельных аварий, в которых спортсмены получали перелом основания черепа после столкновения с препятствием. Критическим моментом стала гибель на тестах в Мид-Огайо Патрика Жакемара, близкого друга Даунинга. 

Исследования проводились с очень скромным бюджетом – у изобретателей был лишь небольшой грант от правительства штата. Тем не менее, в 1985-м Хаббард запатентовал систему, которую сейчас весь гоночный мир знает под названием HANS, а Даунинг лично опробовал первый вариант защитного устройства на финальном этапе IMSA в Дайтоне в ноябре 1986-го.

Примечательно, что в тот момент новаторы наткнулись на весьма негативное отношение со стороны мира гонок – но продолжили работу, которая позволила сделать HANS легче и удобнее. 

Тогда автоспорт не удалось заинтересовать идеей, основанной на безопасности. Потребовалось серьезное потрясение – смертельные аварии Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны на Гран При Сан-Марино 1994 года – чтобы тема защиты головы привлекла серьезное внимание главврача Ф1 Сида Уоткинса. 

Пробную версию HANS для Ф1 уже в 1995-м опробовал пилот Ferrari Герхард Бергер, и при содействии FIA система окончательно стала обязательной с 2003 года. 

В Америке триггером к использованию HANS стала гибель Дейла Эрнхардта-старшего в гонке NASCAR в Дайтоне в 2001 году. Тогда некоторые пилоты чемпионата уже использовали защитное устройство, однако оно еще не было обязательным.

По воспоминаниям Джима Даунинга, с момента изобретения и до этого дня им удалось продать в США всего 250 экземпляров HANS, тогда как за следующую неделю поступило еще 250 заказов, а до конца года было продано 3000 устройств.

Роберт Хаббард работал в университете до 2006 года, когда вышел на пенсию.

Источник: ru.motorsport.com

Поделись, если было интересно!
Добавить комментарий