Чтобы помнили. Герои гонок, скончавшиеся в 2018 году

14 января. Дэн Герни, американский гонщик и конструктор

Герни был одним из самых сильных и универсальных гонщиков своего времени, но о его достижениях часто забывают из-за карьерных решений, не позволивших Дэну достичь высот в Ф1. Американец, попавший в европейские гонки в 1958-м по приглашению Ferrari, он каждый раз менял команды в Ф1 прямо перед тем, как они добивалась титула. Так было с Ferrari, с BRM и Brabham – пока в 1966-м Герни не основал собственную команду All American Racers. Сам Дэн при этом успевал выступать в гонках Гран При, в Indy 500, в Ле-Мане, в Can-Am, Trans-Am и даже NASCAR – и везде боролся за победы. Примечательно, что два главных успеха в карьере Герни пришли к нему с разницей в неделю – летом 1967 года, когда сначала он победил в «24 часах Ле-Мана» (нечаянно создав традицию обливаться шампанским после финиша), а затем принес своей команде единственную победу в Ф1. В 1970-м Герни закончил карьеру гонщика, так и не покорив заветную Indy 500, однако именно он привел в Индианаполис Колина Чепмена и Джима Кларка. Кларк, главная гоночная звезда шестидесятых, до самой гибели считал Герни не просто другом, но и самым сложным соперником; очень высоко о нем отзывался и Стирлинг Мосс, с которым Герни делил машину на пути к победе в «1000 км Нюрбургринга». Перестав быть гонщиком, Герни не ушел из гонок: помимо управления AAR, он был одним из создателей чемпионата CART, а его уважаемое положение и активная работа до самой смерти ярче всего отразились в шуточных стикерах, напечатанных журналом Car and Driver еще в шестидесятых: Dan Gurney For President!

27 января. Джерри Снева, экс-пилот USAC и CART, лучший новичок Indy 500 1977 года

Джерри Снева – младший брат двукратного чемпиона USAC Тома Сневы. Ему не удалось добиться таких же успехов, как Тому – слишком часто в его руках оказывалась не самая конкурентоспособная техника. Джерри всего шесть раз попадал в топ-10 в гонках USAC. Один из этих финишей пришелся на первую в его карьере Indy 500 и принес ему звание лучшего новичка той гонки. Он закончил карьеру гонщика в 1983 году. После этого Сневу часто можно было встретить в сувенирных магазинах и музее «Индинаполис Мотор Спидвея», куда он привозил деревянные рождественские украшения, которые вырезал и раскрашивал сам.

28 января. Стив Брабек, совладелец команды Supercars

Влиятельный австралийский бизнесмен Стив Брабек сколотил состояние на охранной компании Crimsafe. В 2009 году он занялся спонсированием команды Dick Johnson Racing: годом позже она столкнулась с серьезными финансовыми проблемами, и без помощи Брабека обойтись бы не смогла. Он лично оплатил расходы команды на поездку на финал сезона в Хомбуш, где Джеймс Кортни выиграл свой первый и единственный титул в Supercars. Впоследствии Брабек стал акционером команды и помог ей остаться на стартовой решетке Supercars. После ее продажи 51% акций Роджеру Пенске в конце 2014-го он сохранил у себя 20-процентную долю команды. Брабек 24 года боролся с раком. В конце января он скончался в больнице Голд-Кост. Надгробную речь, написанную матерью Брабека, зачитывал гоночный капеллан Стив Пич из Церкви Христа в Саутпорте.

30 января. Рон Уокер, идейный вдохновитель Гран При Австралии

Бизнесмен и поклонник гонок из Мельбурна сделал карьеру на торговле недвижимостью и товарами химической промышленности, а в 1974-м был избран мэром города. В начале 90-х он возглавил проект переноса Гран При Австралии из Аделаиды в Мельбурн, добился своего и сделал этот этап одним из самых любимых для участников чемпионата и болельщиков. Уокер был близким соратником Берни Экклстоуна, а также долгое время возглавлял Ассоциацию промоутеров Гран При. В 2012-м у австралийца был диагностирован рак, однако он смог побороть болезнь. Рон занимал пост руководителя Гран При Австралии до 2015 года. В марте имя Уокера было присвоено главной прямой трассы в Альберт-парке.

31 января. Жерар Вельтер, бывший главный дизайнер Peugeot и создатель машин Группы B и «Ле-Мана»

Жерар Вельтер был настоящим французом – он не знал английского, но это не помешало ему сделать себя имя в мировом автоспорте. Жерар пришел в Peugeot в 18 лет и всю жизнь оставался верен марке, дойдя до должности главного дизайнера. Именно ему Peugeot обязана созданием легендарной 205-й модели, однако сам Вельтер всегда ставил гонки на первое место – и превратил маленький хэтчбек сначала в 205 GTi, а затем и в монстра 205 T16 раллийной Группы B. Еще с середины 1970-х он занялся постройкой машин для «24 часов Ле-Мана» – сперва под названием WM, а затем в рамках собственной команды Welter Racing. И хотя заводской поддержки Peugeot у Вельтера не было, с помощью производителя он создал Peugeot P88 – машину, которой до сих пор принадлежит рекорд максимальной скорости в Ле-Мане: 405 км/ч. Рекорд, кажется, не будет побит никогда – вскоре после его установления прямую Mulsanne разбили шиканами.

12 февраля. Руди Эггенбергер, гоночный босс, команда которого выигрывала титул в Туринге на машинах трех разных марок

В 1980-е годы коллектив Eggenberger Motorsport был грозной силой в европейских «кузовных» гонках. Его босс, придя в спорт как пилот, быстро понял, что сможет преуспеть куда больше, стоя на командном мостике. Сделав ставку на технику BMW, команда Эггенбергера быстро пришла к успеху. В 1980-82 годах ее пилоты неизменно становились чемпионами европейского Туринга. Вскоре к швейцарцам обратились представители Volvo – в те годы марка была аутсайдером «кузовных» гонок, но к 1985-му Руди привел ее к титулу. За этим последовала аналогичная история с Ford и победа в WTCC в 1987 году. Также в активе Eggenberger Motorsport есть победа в «24 часах Спа» и второе место в DTM. С середины 90-х Эггенбергер увлекся поиском и восстановлением старинных машин, в том числе гоночных. Руди ушел из жизни в возрасте 79 лет.

21 февраля. Марсель Мартен, гоночный директор «24 часов Ле-Мана»

Марсель Мартен дважды выходил на старт «24 часов Ле-Мана»: в 1967-м за рулем Abarth 1300 и в 1968-м на Fiat Dino. Прежде с 1960 по 1964 годы Мартен 12 раз выступал в ралли и в гонках по подъему на холм, выиграв шесть раз. Набравшись гоночного опыта, Мартен работал «24 часах Ле-Мана» в качестве «пит-маршала», дослужился до помощника гоночного директора, а в 1980-м сменил на этом посту скончавшегося Шарля Дойча. Гоночным директором «24 часов Ле-Мана» Мартен работал без малого два десятилетия. Именно под его руководством в марафоне впервые начали использовать машины безопасности. В июне 2000-го Мартен решил оставить свою должность. Она перешла Даниэлю Пуасно, который стал пятым по счету гоночным директором «Ле-Мана». Мартен умер в возрасте 88 лет.

1 марта. Луиджи Тавери, трехкратный чемпион 125cc и победитель ТТ на острове Мэн

Швейцарский гонщик Луиджи Тавери выступал в чемпионате мира по мотогонкам больше десяти лет. Как многие мотогонщики того времени, Тавери был довольно универсальным спортсменом – по ходу одного года он мог конкурентоспособно выступать в двух или трех классах, правда полные сезоны в нескольких категориях сразу не проводил. Вершиной его карьеры было начало шестидесятых, когда за пять лет он трижды стал чемпионом 125cc. В это же время он неизменно выходил на старт Турист Трофи на острове Мэн – эта гонка покорилась ему дважды. Универсальность Тавери подтверждалась и в технике: он выступал на мотоциклах Moto Guzzi, Norton, Ducati, MV Agusta, а главных успехов добился на Honda. Основатель этой компании Соичиро Хонда называл Тавери своим близким другом. В 88 лет Тавери перенес инсульт, остался парализован и отказался от реабилитации. Он умер в окружении своей семьи.

8 марта. Генри Хоуп-Фрост, британский гоночный журналист, «голос Гудвуда»

Многие известные гоночные журналисты могут сказать про себя, что поймали «гоночный вирус» еще в юности, однако 47-летний Хоуп-Фрост выделялся даже среди них. В детстве его выгнали из школы за то, что он частенько сбегал на расположенный по соседству «Сильверстоун», а в 1993 году желание быть рядом с гонками привело его в журнал Autosport, но не в редакцию, а на подвернувшуюся вакансию менеджера по продажам рекламных объявлений. Через два года его заметили, и Генри начал писать в журнал, а вскоре и комментировать гонки – в том числе Формулу 1. Энциклопедические знания о самых разных дисциплинах гоночного спорта Хоуп-Фрост сочетал с мягким юмором и страстью к машинам и мотоциклам. Генри мог сымитировать звук любого гоночного двигателя, чем немало веселил коллег по трассе в Гудвуде – последние 10 лет он был главным комментатором исторических гонок на этой трассе. Возвращаясь на мотоцикле вечером 8 марта из Гудвуда домой, Генри лоб в лоб столкнулся с Toyota Prius. Он умер почти сразу. У Хоуп-Фроста остались жена и трое сыновей.

10 марта. Ральф Вальдман, бывший гонщик MotoGP, автор одной из величайших побед в истории класса 250cc

Ральф Вальдман был одним из ведущих гонщиков класса 250сс в конце девяностых, карьера которого не получила развития в MotoGP – один раз он попытался закрепиться в премьер-классе, но не смог и вернулся в 250cc. С именем Вальдмана прочно связана гонка Гран При Великобритании в Донингтоне. На мокрой трассе он смог отыграть почти круг отставания от лидера, в последнем повороте провел обгон и вышел на первое место, выиграв Гран При. После завершения карьеры Вальдман работал гоночным консультантом и комментатором телеканала «Евроспорт». Он умер от сердечного приступа в возрасте 51 года.

8 апреля. Джон Майлз, британский пилот, инженер и журналист

Если оценивать исключительно результаты, карьеру Джона Майлза никак нельзя назвать успешной – полтора десятка стартов в Гран При за команду Lotus на стыке 60-х и 70-х, одно пятое место с круговым отставанием. Между тем, Майлз был незаурядным спортсменом и внес большой вклад в успехи Lotus. Он сочетал весьма неплохую скорость и серьезные инженерные навыки. Колин Чепмен разглядел в Джоне это очень полезное сочетание качеств и сделал своим главным тест-пилотом. Он прекрасно сработались – Чепмен генерировал идеи, порой просто невероятные, а Майлз обычно выступал его оппонентом. Параллельно он пытался научить ездить полноприводный Lotus 63, пилотировал машины без антикрыльев, и проверял другие идеи Чепмена. Выиграв в 1971-м британский чемпионат спорткаров, Джон завершил карьеру, занялся созданием моторов и автомобильной журналистикой. Умер на 75-м году жизни от сердечного приступа.

19 апреля. Даррелл Уэстлейк, австралийский комментатор

Огромный как медведь, Даррелл Уэстлейк начинал карьеру грузчиком в Qantas, а позже торговал досками для серфинга в собственном магазине. С серфинга и началась его карьера комментатора, когда в 1960-х Даррелу довелось освещать эти соревнования на сиднейском радио. В 1982 году он пришел в Nine Network, где проработал более 40 лет – до своего ухода на пенсию в 2005-м. За эти годы Уэстлейк полюбился зрителям и слушателям как комментатор Игр Содружества, регби, тяжелой атлетики, но, что самое важное – мотогонок (вместе с Барри Шином) и Формулы 1 (с Аланом Джонсом). Большой, громкий – Уэстлейк комментировал гонки так же, как и жил. В 1993 году на серферском фестивале у него случился инфаркт – сердце остановилось, но Даррелла удалось спасти. В последние годы у Уэстлейка развилась болезнь Альцгеймера, деменция и эмфизема легких. В возрасте 75 лет он умер в доме престарелых, окруженный любовью своей жены Джулии.

28 апреля. Джеймс Хилтон, трехкратный вице-чемпион NASCAR

Джеймс Хилтон родился в 1934 году в семье фермеров.Он долгое время занимался сельским хозяйством, а в 1964 году погрузился в гонки и дебютировал в NASCAR. За все время выступлений в NASCAR Хилтон провел 602 гонки, половину из них финишировал в десятке и одержал две победы – в 1970 и 1972 годах. На трассе Хилтон встречался с гигантами каждой эпохи – от Ричарда Петти до Дейла Эрнхардта и Джеффа Гордона. Трижды в карьере Джеймс занимал второе место по итогам чемпионата, однако выиграть титул ему так и не удалось. Он был не только пилотом, но и владельцем одной из старейших гоночных команд в США, которую назвал в свою честь. Джеймс выступал в серии ARCA Racing Series вплоть до 2013 года, когда ему было уже 78 лет. Хилтон и его 61-летний сын погибли в результате аварии, возвращаясь с одной из гонок этого чемпионата.

30 мая. Дэн Книн, шоссейный мотогонщик, обладатель уникального достижения в гонке Manx Grand Prix

Дэн Книн родился в городе Дуглас – самом крупном городе острова Мэн. Свою жизнь он посвятил шоссейным мотогонкам по дорогам общего пользования (хотя в 2011 году провел один сезон в британском Супербайке). Ему удалось выиграть престижный Гран При Ольстера, где он стал быстрейшим новичком в истории, а в гонке Manx Grand Prix в 2008 году одержал победы сразу в трех классах – до него подобное не удавалось ни одному участнику этой гонки. Книн восемь раз выступал в ТТ на острове Мэн, а в 2017 году поднялся там на единственный в своей карьере подиум. Попытка выиграть эту гонку в 2018 году закончилась для 30-летнего Книна смертельной аварией в квалификации.

6 июня. Адам Лайон, британский шоссейный мотогонщик

В 2018 году карьера 26-летнего британского пилота Адама Лайона в больших мотогонках, несмотря на то, что он регулярно выступал в шоссейных заездах, только начиналась – он готовился в первый раз принять участие в гонках Турист Трофи на острове Мэн. К несчастью, еще в квалификации он попал в серьезную аварию и получил травмы, от которых скончался. Смерть Лайона стала второй трагедией Турист Трофи 2018 года.

9 июня. Мартин Биррейн, победитель «Ле-Мана» и владелец компании Lola

Ирландец Биррейн посвятил автоспорту в общей сложности более полувека. Он был и гонщиком, и владельцем команды, также в разные годы ему принадлежали автодром «Монделло-Парк» и британский производитель гоночных машин Lola. Начав карьеру во второй половине 60-х, в период с 1973 по 1988 годы Мартин десять раз принял участие в «24 часах Ле-Мана». В 1985 году его экипаж на BMW M1 выиграл марафон в классе GT. Позже Биррейн стал собственником ирландской трассы «Монделло-Парк», а в 1997 году купил компанию Lola Cars, и руководил ею вплоть до 2012 года, когда компания прекратила производство гоночных автомобилей. Ему было 82 года.

10 июня. Том «Мангуст» Макэвен, икона дрэг-рейсинга

Том Макэвен начал выступления в гонках в 1953-м. Яркая личность и рекламные способности Макэвена сделали его узнаваемым среди многих поклонников «дрэга». Большую известность Макэвен приобрел в ходе соперничества с Доном Прюдомом по прозвищу Змея. В 1964-м Макэвену удалось одержать победу над Прюдомом, за что он получил прозвище «Мангуст» – в честь единственного животного на Земле, которое может поймать кобру. О ярком противостоянии двух гонщиков в 2013 году даже вышел фильм «Змея и Мангуст». Макэвен смог привлечь крупных спонсоров в драг-рейсинг, подписав контракт с только основанной компанией Hot Wheels, которая выпустила масштабные модели автомобилей Змеи и Мангуста и популярнейшие игровые наборы. Макэвен гонялся вплоть до 1992-го, а затем ушел в журнал Drag Racer. В рейтинге 50 лучших гонщиков NHRA за последние 50 лет он занял 16 место. Макэвен умер в возрасте 81 года.

11 июня. Андреас Перес, испанский гонщик Moto3

Андреас Перес был одним из ведущих молодых мотогонщиков Испании. В чемпионате European Talent Cup 2017 года он выиграл две гонки, несколько раз поднялся на подиум и в итоге занял четвертое место. Это гарантировало Пересу переход в младший чемпионат мира в классе Moto3 – там он заручился поддержкой гоночной академии команды Avintia, которая причастна к обучению многих нынешних чемпионов мира. Во время гонки в Барселоне Перес попал в аварию с участием нескольких пилотов, в которой получил серьезные травмы мозга – спасти жизнь 14-летнего спортсмена врачам не удалось.

17 июня. Джефф Грин, экс-гонщик Pro Mazda

Грин был гонщиком-любителем, участвовавшим в различных американских сериях, в частности, в чемпионате Pro Mazda. Также он был наставником и спонсором бразильского пилота Виктора Францони, которому помог добраться до серии Indy Lights в 2018 году. Грин погиб во время исторической гонки Формулы 5000 на канадской трассе Tire Motorsports Park, врезавшись в стену в восьмом повороте. Его доставили в больницу на машине скорой помощи, однако спасти Грина не удалось. Ему был 61 год.

24 июня. Джейсон Джонсон, гонщик спринт-каров

Джейсон Джонсон погиб в результате аварии в памятной гонке спринт-каров имени Джима Бойда, которая в девятый раз прошла на глинистой трассе Beaver Dam Raceway в Висконсине. Авария произошла на 18 круге: вместе с другими гонщиками Джонсон сражался за лидерство, но после контакта с автомобилем Дэрина Питмана его машина взлетела в воздух, пробила рекламный щит и вылетела за пределы трассы. Джонсона доставили в больницу на вертолете, где он скончался от тяжести травм. Джонсону был 41 год, он пять раз выигрывал титул в ASCS Sprint Car Dirt Series. У него остались жена и пятилетний сын.

7 июля. Чезари Стефани, священник из родного города Валентино Росси

Чезари Стефани служил священником в церкви в Тавулии – родном городке Валентино Росси. Стефани был большим поклонником девятикратного чемпиона мира. После каждой победы Росси Чезари звонил в колокола своей церкви, неизменно следил за гонками (а иногда из-за них откладывал воскресную службу), а сам Росси приезжал к Чезаре с визитом. Если о Тавулии и Росси снимали документальный фильм, в него почти наверняка попадал Стефани, и со временем он сам превратился в настоящую достопримечательность этого города. Чезари умер на 96-м году жизни.

7 июля. Уильям Данлоп, потомственный ирландский мотогонщик

Уильям Данлоп был выходцем из титулованной семьи Данлопов. Его отец, дядя и младший брат – все выступали в дорожных мотогонках и регулярно выходили на старт ТТ на острове Мэн, где добились выдающихся успехов. И все трое погибли на гоночной трассе. Уильям тоже выбрал своей специализацией гонки по дорогам общего пользования и тоже принимал участие в Турист Трофи – там его лучшим результатом было второе место. Последней его гонкой стала Skerries 100. На тренировке перед заездом 32-летний Уильям попал в аварию и впоследствии скончался от полученных травм.

12 июля. Джеймс Коутон, мотогонщик

Мотогонщик Джеймс Коутон погиб в результате аварии на соревновании Southern 100, которое ежегодно проводится на острове Мэн с 1955 года. По ходу заезда 25-летний Коунтон стал участником столкновения с тремя гонщиками: Иваном Линтиным, Джейми Кауардом и Микки Эвансом. Они получили травмы различной степени тяжести, а Линтина доставили в больницу в критическом состоянии: его выписали только 15 сентября, и сейчас он все еще продолжает восстановление. Коултон скончался в машине скорой помощи. Его первая победа в международном соревновании была одержана в гонке 250 Lightweight на Гран При Ольстера в 2014 году. Коултон трижды выигрывал гонку Southern 100 на острове Мэн, а также становился победителем гонки North West 200.

18 июля. Моррис «Мо» Нанн, владелец команд в Ф1 и IndyCar

Британец оставался заметной фигурой спорта на протяжении четырех десятилетий. Он пробовал сам выступать в гонках, но быстро сменил род деятельности и основал команду Ensign. Ее первую машину Мо построил в своем гараже – и она оказалась успешной в Формуле 3. После этого Нанн перешел в Ф1. Там Ensign так и не стала серьезным игроком, но за нее выступали Крис Эймон, Жаки Икс, Клей Регаццони и Нельсон Пике. Лучшим результатом коллектива стало четвертое место в Бразилии-81. Затем Нанн продал все активы и перебрался в Америку, где был гоночным инженером Марио Андретти и Эмерсона Фиттипальди, а после – техническим директором в Ganassi. Именно Мо убедил Чипа Ганасси взять в команду Хуана-Пабло Монтойю, и тот стал чемпионом в первом же своем сезоне. Затем Нанн встал у руля собственного коллектива и добился двух побед в CART/IRL. Моррис окончательно объявил об уходе из автоспорта в конце 2005 года.

22 июля. Дейв Марай, бизнесмен, чья команда выигрывала в «Ле-Мане»

Дейв Марай – основатель дилерского центра Champion Motors, который в 1994 году создал одну из самых успешных гоночных команд в Северной Америке – Champion Racing. За 15 лет выступлений Champion Racing пять раз выиграла титул в американской серии Ле-Ман, а самым крупным успехом на международной арене для нее стала победа в «24 часах Ле-Мана» в 2005 году. Тогда в классе LMP1 первыми к финишу пришел экипаж в Audi R8 в составе Джей-Джей Лехто, Тома Кристенсена и Марко Вернера. Champion Racing остается последней командой из Штатов, победившей во французском суточном марафоне. Последние годы Марай занимался дилерским центром и увлекался парусным спортом, назвав свою яхту «24 Heures» в честь марафона в Ле-Мане. 22 июля утонувшего Марая обнаружили водолазы, которые начали его поиски после сообщения друзей о пропаже Дейва. Марай погиб в возрасте 65 лет.

25 июля. Серджио Маркионне, глава Ferrari и президент FIA Chrysler

Родившийся в семье итальянского карабинера Маркионне в 14 лет переехал с семьей в Канаду, где получил образование и начал карьеру в сфере крупного бизнеса. В 2003 году он начал сотрудничать с FIAT в качестве независимого консультанта, а всего спустя год стал генеральным директором автомобильного подразделения FIAT Group Automobiles SpA. Ему удалось сделать проблемную компанию прибыльной, проведя реструктуризацию. В 2009 году Маркионне организовал слияние FIAT с Chrysler, а в конце 2014-го заменил Луку ди Монтедземоло на должности президента Ferrari. В 2018-м у Серджио возникли проблемы со здоровьем: он перенес операцию по удалению саркомы плеча. Но из-за возникших осложнений он впал в кому и получил необратимые повреждения головного мозга. 25 июля Маркионне отключили от аппарата жизнеобеспечения. У него остались жена и двое взрослых сыновей.

8 сентября. Барри Уильямс, участник исторических гонок

Британец по прозвищу Уиззо в 60-е прославился тем, что за рулем собственного Mini Cooper S выступал едва ли не во всех гонках, проводимых в Великобритании, успевая выезжать и в соседние страны. По воспоминаниям современников, в молодости он сочетал незаурядную скорость и умение регулярно попадать в зрелищные аварии. Роджер Пай, школьный друг Барри, как-то сказал: «Кажется, не было такой машины, на которой он выступал и которую не разбил». Проведя два десятилетия в различных национальных сериях, Уильямс позже переключился на исторические гонки. Он пользовался большим уважением за энтузиазм и незаурядные человеческие качества, входил в совет директоров Британского клуба гонщиков и возглавлял Национальный клуб гоночных судей. Уиззо умер за пару недель до 80-летия.

11 сентября. Дон Паноз, легенда гонок спорткаров

Сын итальянского эмигранта, сделав состояние на антиникотиновых препаратах, оставил заметный след в автоспортивной истории США. Выкупив в 1996-м старую трассу «Роад Атланта», Дон привел ее в соответствие требованиям FIA и стал проводить там «Малый Ле-Ман». Почти в то же время он основал компанию Panoz Motorsports по выпуску спортивной техники, а его команда выиграла первый чемпионат ALMS, «12 часов Себринга» и «24 часа Ле-Мана». Также Паноз выкупил компанию G-Force и начал строить машины для Indy Racing League – итогом стали победы в «500 милях Индианаполиса» 2003 и 2004 годов. Одной из последних разработок стала удивительная машина DeltaWing с узкой передней частью. Ее создавали для IndyCar, но там предпочли более традиционное решение, и тогда DeltaWing переделали для марафонских гонок. Дон умер на 84-м году жизни от рака поджелудочной железы у себя дома в Джорджии.

15 сентября. Серджио Мантовани, «гоночный священник» и близкий друг Энцо Феррари

Серджио приехал в Модену в 1952 году, когда ему было 27 лет, и сразу же стал священником на заводе и в гоночной команде Maserati. Позже он познакомился и подружился с Энцо Феррари, став духовным наставником еще и для пилотов Скудерии. В 1967 году он возглавил церковь Санта-Катерина-алла-Крочетта и стал помогать бездомным. Его главной идеей была постройка дома-интерната на месте старой часовни, но власти города не разрешали ее снести. Когда Мантовани самовольно ее разрушил и возвел на этом месте новое здание, суд приговорил его к 10 месяцам тюрьмы. Энцо Феррари вступился за священника, и срок оставили условным. Для гонщиков Мантовани оставался значимой фигурой даже после того, как они покидали Ferrari, а он до последних дней не уставал служить мессы, посвященные гонкам. Дон Серджио умер у себя дома. Ему было 92 года.

20 сентября. Грег Ходнетт, гонщик World of Outlaws

Ходнетт выиграл 20 гонок World of Outlaws – американского чемпионата спринт-каров. Причем пять побед он одержал в престижной гонке National Open на трассе Williams Grove Speedway в Пенсильвании. В 1993 году он стал лучшим новичком World of Outlaws. Несмотря на зрелый для гонщика возраст, Ходнетт сумел победить даже в 2018-м, выиграв стартовый этап чемпионата. Гонка на BAPS Motor Speedway стала для него последней: Грег потерял управление в первом повороте и на огромной скорости врезался в стену, погибнув на месте. Ему было 49 лет.

28 сентября. Боб Джейн, легенда австралийского туринга

Джейн выиграл две гонки Armstrong 500 – это событие-предшественник современной главной гонки Австралии Bathurst 1000. Эти победы он одержал на трассе «Филипп-Айленд» в 1963 и 1964 годах. Кроме того, он выиграл четыре чемпионских титула австралийского турингового чемпионата ATCC в 1962, 1963, 1971 и 1972 годах. После окончания карьеры гонщика Джейн стал промоутером и занимался делами мельбурнской трассы «Кальдер-парк». При нем в 80-х она принимала Гран При Австралии в рамках категорий австралийской Ф1 и Formula Pacific / Formula Mondial: в тех гонках принимали участие ведущие пилоты Ф1. Джейн скончался в возрасте 88 лет в кругу семьи от рака простаты.

3 ноября. Мари Халмэн Джордж, бывшая председатель совета директоров Indianapolis Motor Speedway

Мари Халмэн была дочерью Тони Халмэна – бизнесмена из Индианы, который после Второй мировой спас заброшенную и никому не нужную трассу в «Индианаполисе», вернув на нее самую престижную гонку США. После смерти Тони его вдова Мэри взяла на себя роль председателя совета директоров как «Индинаполис Мотор Спидвея», так и основного семейного бизнеса – компании Hulman & Co. Именно эти две женщины – сначала Мэри, а затем Мари – продолжили традицию, заложенную Тони: громогласно объявлять перед каждой гонкой Indy 500 фразу «Джентльмены, заводите моторы». С конца восьмидесятых Мари сменила мать на всех постах и оставалась на них пока позволяло здоровье – до лета 2016 года. Семейную традицию продолжил ее сын Тони Джордж – бывший президент и исполнительный директор трассы, инициатор возвращения Формулы 1 в Индианаполис.

6 ноября. Дэвид Морган, участник Гран При Великобритании 1975 года

Морган начал карьеру в 1965 году, а впервые попал в заголовки спортивной прессы в 1970 году после столкновения с Джеймсом Хантом в гонке Формулы 3. После этого он выступал в Formula Atlantic и Формуле 2, где иногда побеждал и попадал на подиум. Моргану всего раз удалось стартовать в Ф1 – это случилось на дождевом Гран При Великобритании-1975. По ходу той гонки пошел такой ливень, что с трассы вылетели почти все пилоты, и заезд пришлось прервать красным флагом. В числе попавших в аварию оказался и Морган. Он закончил карьеру пилота в 1981 году, но из гонок не ушел, переквалифицировавшись в инженеры. Он работал в Ф3000, в команде Ф1 Team Modena, а также в команде Мировой серии Renault Epsilon Euskadi, где помог Роберту Кубице стать чемпионом в сезоне-2005. Морган скончался в возрасте 74 лет от инсульта.

12 ноября. Дэвид Пирсон, легенда NASCAR

Начиная с шестидесятых годов Дэвид Пирсон был главным и самым сложным соперником Ричарда Петти – семикратного чемпиона и рекордсмена NASCAR по числу побед. И хотя Дэвид выиграл «всего» три титула, сделал он это за пять полных сезонов в высшем дивизионе, тогда как Петти провел в нем 32 года. Пирсон до сих пор занимает вторую строчку по количеству выигранных в чемпионате гонок и по праву считается одним из самых выдающихся гонщиков NASCAR. Именно их соперничество с Петти позволило серии сохранить популярность в 1970-х, когда большинство производителей ушли из чемпионата, а спонсоры начали от него отворачиваться. При этом Дэвид был полной противоположностью Ричарду – спокойный, скромный и очень расчетливый на трассе, за что его даже прозвали Лис. Пирсону принадлежит удивительный рекорд, который вряд ли кто-нибудь сможет побить: за 574 старта в высшем дивизионе NASCAR он ни разу не попадал в аварию, которая потребовала бы от него посещения больницы.

15 ноября. Катарина Моллер, гонщица дрэгстеров

Катарина – или просто Кэт – получила свой первый дрэгстер в качестве подарка на 12-летие, и с тех пор заболела этими гонками. С течением времени она прошла путь от юниорских чемпионатов до гонок реактивных дрэгстеров – тех, где на машины устанавливаются самолетные двигатели. «Люди думают, что я абсолютно сумасшедшая, – говорила она. – Большинство считают, что моя машина – это бомба на колесах, в каждую секунду готовая взорваться». Во время тренировочных заездов на трассе в Себринге Моллер попала в аварию и от полученных травм вскоре скончалась. Ей было 24 года.

22 ноября. Ришар Филипп, чемпион Formula BMW USA

В 2005 году, только перейдя из картинга, 15-летний Филипп выиграл чемпионат Formula BMW USA. В том же сезоне он стал самым молодым гонщиком в истории, когда-либо выигрывавшим гонку на «Индианаполис Мотор Спидвее». Однако его дальнейшая карьера получилась не очень удачной: он участвовал в Champ Car Atlantic, Мировой серии Renault, Ф3 и Indy Lights, но нигде так и не добился больших успехов. Филипп погиб в результате крушения вертолета в Доминиканской Республике. Ему было 28 лет. Вместе с ним погибли его дед и еще три человека, включая пилота.

14 декабря. Сильвио Сангалли, координатор команды Ducati

Сильвио Сангалли отвечал в команде Ducati за согласованную работу всех департаментов итальянской компании, которые были так или иначе причастны к заводскому проекту в MotoGP. От перелетов между этапами чемпионата мира и проживания в отелях каждого сотрудника гоночной команды до логистики и обеспечения боксов коллектива всем необходимым во время Гран При – на Сагналли как на координаторе команды замыкались эти и многие другие организационные вопросы. Сагналли умер от сердечного приступа в возрасте 54 лет.

14 декабря. Жан-Пьер ван Россем, один из самых экстравагантных владельцев команд Ф1

Имя Жан-Пьера ван Россема известно всем в его родной Бельгии. Руководство командой Ф1 – лишь короткая часть его фееричной жизни. Преступник, приговоренный к тюремному заключению за финансовые махинации; писатель, не сумевший сделать карьеру профессора информатики из-за пятилетней наркозависимости; политик, заседавший в парламенте от собственной партии; знаток фондовых рынков, владелец почти миллиардного состояния, яхты, самолетов и коллекции в 108 спорткаров, которые были распроданы за долги его компании Moneytron – все это ван Россем. В 1989-м он вложился в новую команду Ф1 Onyx. Команде удалось подняться на подиум в дебютном сезоне, но уже на следующий год ван Россем ее продал – найти поставщика хороших моторов не удалось и, потеряв надежду развить успех первого сезона, Жан-Пьер утратил интерес к проекту. После того, как Moneytron окончательно рухнула, он сосредоточился на политике, увлекся живописью, его любили приглашать на телевидение. В 2018 году суд приговорил его к новому – третьем в его жизни – сроку за налоговые преступления. Отбыть его он не успел – в ночь на 14 декабря ван Россем умер в больнице в возрасте 73 лет.

16 декабря. Александр Кононов, российский мотогонщик и тренер

Спортсмен из башкирского Стерлитамака Игорь Кононов входит в число лидеров мирового ледового спидвея – в 2017-м он стал победителем командного чемпионата мира и уже во второй раз завоевал «серебро» в личном зачете. Во многом успехи гонщика являются заслугой его отца Александра. Тот сам добивался успехов в мотокроссе, а затем сконцентрировался на карьере сына, став его тренером и главным механиком, неизменно сопровождая на всех соревнованиях. Воскресным декабрьским вечером они вдвоем возвращались домой из Каменска-Уральского, где Игорь выиграл полуфинал чемпионата России. Неподалеку от Златоуста на обледенелой дороге прямо перед их микроавтобусом развернуло груженую фуру. Уйти от столкновения сидевшему за рулем Кононову-старшему не удалось, и он погиб на месте. Александру было 54 года.

28 декабря. Майк Хисс, лучший дебютант Indy 500 1972 года

Майк Хисс известен в гоночном мире благодаря двум событиям в своей карьере. Во-первых, в 1972 году он дебютировал в гонке «500 миль Индианаполиса», финишировал на седьмой позиции и таким образом стал лучшим новичком Indy 500. Во-вторых, в разные периоды своей жизни он трижды заменял звезд американских «формул»: Марка Донохью, Питера Ревсона и Марио Андретти. Но кроме этого Хисс был одним из самых крепких середняков своего времени – ему не удалось победить в IndyCar, но иногда он проводил по-настоящему яркие гонки. Например, в том же 1972 году на этапе в Онтарио он прорвался с 20 места на второе. Гоночную карьеру Хисс завершил в 1978 году, но оставался частым гостем паддока IndyCar и Формулы 1. Он умер в возрасте 77 лет после продолжительной борьбы с раком.

Источник: ru.motorsport.com

Поделись, если было интересно!
Добавить комментарий